Суббота, 30.11.2024, 20:50
Арт-Галерея "Русский Север"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья «Пленительная незнакомка»
Изобразительное искусство чрезвычайно богато и многогранно. Среди разнообразных способов письма достойное место принадлежит пастели, ред-кой и удивительной художественной технике, прозванной «пленительной незна-комкой». Слово «пастель» происходит от итальянского pasta – паста или тесто. Так называют материал для рисования, технику, в которой работает художник и произведение, выполненное специальными «карандашами». В их состав входят красящий пигмент, минеральный наполнитель (мел или особый сорт глины) и связующий элемент, чаще всего гуммиарабик. Палитра пастели насчитывает бо-лее тысячи шестисот оттенков! Специфический рисовальный материал требует необычной основы и инструментов. Палочками пастели работают на рыхлом или ворсистом картоне, наждачной бумаге, замше, пергаменте, особых сортах бума-ги; штрихи втираются пальцами, ладонью, кожаными валиками, мягкими тампонами и т.п.
В художественной практике пастель появилась в Западной Европе конце XV века и вскоре, благодаря тонкости и изяществу, завоевала симпатии живописцев, в первую очередь, портретистов. В XVIII столетии она достигла пика популярности; со второй половины XVIII века к этой технике обращаются и русские мастера.
Художественное наследие Рокотова, Кипренского, Тропинина, Венецианова, Крамского, Маковского, Левитана, Серова, Кустодиева, Врубеля и многих других выдающихся представителей русского искусства включает в себя салонные порт-реты и жанровые сценки, полные лиризма пейзажи и декоративные панно, вы-полненные пастелью.
К сожалению, распространенное мнение о недолговечности хрупкого материала, сложность хранения и экспонирования произведений привели к тому, что этот вид искусства превратился в Золушку на балу живописи. Редкий музей может похвастать собранием пастели. Тем удивительней видеть подобные работы на выставке, путешествующей на поездах и автотранспорте по городам и весям.
Начало XXI века можно назвать «эпохой Возрождения» пастели в России. Первые значительные выставки прошли в Ярославле и Санкт-Петербурге в 2000-2002 годах, причем в северной столице было представлено 440 ретроспективных и современных произведений. В Санкт-Петербурге возникает общество, занимающееся информационной, выставочной и рекламной деятельностью в сфере пастельной живописи. Выставка «Петербургская пастель» экспонировалась в 2005-2006 годах в Ижевске, Кирове и Омутнинске, Петрозаводске и приобрела статус межрегиональной передвижной, а участников проекта стали называть «новыми передвижниками». Во время выставок художники проводят мастер-классы, экскурсии по выставке.
Вологжане имели возможность познакомиться с искусством и техникой пастели зимой 2008 года, а в сентябре «Санкт-Петербургскую пастель» принимали у себя устюжане. Инициаторами и организаторами выставки высту-пили Управление культуры, спорта и молодежной политики Великоустюгского муниципального района, культурно-просветительский фонд «Русский Север», Санкт-Петербургский Союз художников и Сосновоборское отделение Ленинград-ского отделения Советского фонда культуры. В течение всего двух недель вы-ставка экспонировалась в помещении арт-галереи в историческом здании «Дом купцов Костровых» (Советский пр-т, 113). Небольшой зал не позволил разместить всю передвижную выставку. Устюжане увидели только двадцать работ восьми авторов - Бекарян Д.А., Дубицкого Е.В., руководителя проекта Иваненко Ю.М., Якуцени Д.В., Елекоевой Н.Р., Климушкина Н.В., Дмитриенко О.В., Дмитриенко Е.В. , произведения которых находятся в частных и государственных собраниях России, Франции, Германии, Англии, Италии и др. стран.
Впервые в практике художников, да и в культурной жизни города, передвижная выставка проводилась одновременно с пленэром. Четыре представителя объе-динения в течение двух недель напряженно и успешно работали. Хотя погода и не баловала (она подарила всего три солнечных дня) – их можно было встретить в различных уголках Устюга. Устюжане старались компенсировать суровость природы к приезжим живописцам радушным приемом, заинтересованностью, реальной помощью. Так, для выезда в Троице-Гледенский монастырь и на Опоки администрацией города и ОАО «Вологдаэнерго» был предоставлен микроавтобус, поистине горячий прием оказало руководство комплекса «Прокопьевский». Встречи петербуржцев с учащимися ТУ-3 и детской художественной школы также произвели впечатление – как на ребят, впервые не только смотревших на работу профессионалов, но и участвующих в процессе созидания, так и на самих гостей. Они совершенно искренне отметили, что юные устюжане заметно отличаются от их столичных сверстников вниманием и подготовкой.
Гости трудились в разных жанрах. Евгений Владимирович Дубицкий, отличаю-щийся невероятной работоспособностью и отрешенностью от «дел суетных» (да-же таких, как обед), кроме великолепных, тонких пейзажей, написал три портрета устюжских красавиц. Надо сказать, Устюг, увиденный и запечатленный художником, не просто красив, но и таинственен, поистине сказочен. На его улицах, того и гляди, появится Царевна-Лебедь или Иван-царевич… Фотографическая память позволяет художнику поместить фигуры людей на изображенные улицы даже в процессе доработки этюда. В удивительной глубины пейзаж (переулок с Михайло-Архангельским монастырем на заднем плане) включена фигура девушки, спешащей по своим делам. Пролетела – и не остановилась. Но художник успел запомнить и отобразить ее. Вечность и скоротечность бытия – философия тихой устюжской улочки…
Дзовинар Аровна Бекарян потрясла своим умением создавать шедевры на глазах. Непритязательные предметы, используемые на уроках живописи, на ее натюрморте зажили совершенно другой жизнью. То же можно сказать и в отношении увековеченных стареньких домиков и покосившихся заборов в Опоках – они выглядят как иллюстрации к байкам северных сказителей.
Художникам повезло и на сюжеты из местной жизни: так, благодаря двум жите-лям Дымкова, полоскавшим белье на Сухоне, один из пейзажей Иваненко Юрия Михайловича превратился в бытовую картину.
Наш город, по словам художников, настоящий кладезь, из которого можно бесконечно черпать темы и сюжеты произведений. Особые состояния природы, обилие памятников старины, духовный настрой, присущий только древним горо-дам, уклад жизни, все еще отличающийся от других мест России, все это воплоти-лось в Великом Устюге. Как бы здесь пригодился принцип: «Не навреди!"…
Время идет вперед, и, скорее всего, лишь по картинам художников будущие по-коления устюжан будут ощущать тот дух, который «Русью пахнет». А нам остается надеяться, что сюда еще много раз приедут люди, которые не только полюбят наш город, но и расскажут о нем всему белому свету…

О.Б. Зенкова, научный сотрудник
Арт-галереи «Русский Север».
2008 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin111 (07.02.2009) | Автор: О.Б. Зенкова
Просмотров: 912
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright Major © 2024